Колледжи начали конкурировать с вузами на рынке профессионального образования

В МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол, посвященный приемной кампании 2016 года в российские учреждения среднего профессионального образования. На круглом столе «Навигатор абитуриента: колледжи России-2016» были представлены результаты исследования проекта «Социальный навигатор», объектом которого стали около тысячи российских колледжей из 48 регионов страны.

В исследовании представлены данные по колледжам с самым крупным бюджетным и платным приемом, по самым популярным профессиям и по минимальным и максимальным баллам аттестатов учащихся учреждений СПО. Проект «Навигатор абитуриента: колледжи России 2016» дополняет мониторинг системы СПО, который осуществляет Минобрнауки России совместно с Центром развития профессионального образования МАМИ, Высшей школой экономики, Агентством стратегических инициатив и Союзом «Ворлдскиллс Россия».

Директор Центра развития профессионального образования МАМИ (с марта 2016 г. - Московский политехнический университет) Алексей Овчинников выделяет три основные тенденции в развитии среднего профессионального образования в России за последние пять лет.

Количество желающих поступить в учреждения СПО продолжает расти

Для того, чтобы поступить в колледж, не нужно сдавать ЕГЭ; при этом выпускники многих учреждений СПО составляют достойную конкуренцию бакалаврам, а работодатели все больше ориентируются на конкретные компетенции будущего сотрудника, а не на тип диплома. В сфере IT работодатели практически не делают различий между выпускником колледжа или бакалавриата: имеет значение то, какими языками программирования владеет сотрудник, а также наличие конкретных сертификатов, которые позволяют работать с тем или иным видом программных продуктов. Кроме того, из-за увеличения продолжительности обучения в средней школе сегодняшние абитуриенты колледжей более осознанно подходят к выбору специальности, так как возраст поступления составляет 16 лет (во времена СССР возраст абитуриента профессионального технического училища составлял 14 лет).

Современное технологическое оборудование требует более высоких навыков и компетенций персонала

Например, оператор станков с ЧПУ должен уметь хорошо программировать. Кроме того, за более чем 20 лет эксплуатации большая часть оборудования, установленного в цехах отечественных госкорпораций, исчерпала свой ресурс, и сейчас идет активный процесс его замены и модернизации. Если коммерческие компании проводят модернизацию оборудования за счет собственной прибыли, то госкорпорации производят ее за счет госзаказа, и становятся требовательным «заказчиком» квалифицированных кадров, способных работать со сложным оборудованием. Учреждения СПО, которые готовят специалистов для атомной отрасли, могут похвастаться почти стопроцентным трудоустройством выпускников, так как контрольные цифры приема формируются ими совместно с отраслевыми партнерами. При этом заработная плата технических специалистов, которые работают с современным оборудованием, вполне конкурентоспособна: например, зарплата сварщика за последние годы заметно выросла и составляет по ряду регионов уже 50 тыс.рублей.

«Корпоративные университеты» высокотехнологичных компаний позволяют им оптимизировать входные требования к сотрудникам

Как правило, крупные компании активно используют системы «доучивания», которые проходят начинающие сотрудники для того, чтобы получить необходимые навыки и компетенции для работы с современным дорогостоящим оборудованием. В некоторых компаниях создаются корпоративные университеты, в которых сотрудники получают не только знания, но и так называемые soft skills - навыки делового общения и тайм-менеджмента, составления презентаций и так далее. Входные требования таких работодателей перестают делать разницу между выпускниками СПО и ВПО, так как сотрудники в любом случае проходят обучение, совершенствуя базовый набор навыков и компетенций.

Исследование, которое проводит «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» - добровольное: оно дает колледжам возможность на федеральном уровне рассказать о своих образовательных программах и преимуществах, таких как создание базовых кафедр с крупными корпорациями и внедрение стандартов WorldSkills в образовательный и аттестационный процессы. Работодатели, в свою очередь, укрепляют сотрудничество с колледжами, которые «поставляют» на рынок труда специалистов с необходимым им набором компетенций.

Справочно:

Центр развития профессионального образования МАМИ является проектным центром по реализации ряда программ Минобрнауки России в сфере среднего профессионального образования. В числе основных направлений работ Центра - разработка ФГОС и примерных образовательных программ для учреждений СПО, экспертная поддержка федеральных учебно-методических объединений в сфере СПО, содействие в создании и становлении Межрегиональных центров компетенций (МЦК).

Инфографика - РИА Новости


Партнёр: Московский политехнический университет