Что мы знаем об инклюзии?

Что такое инклюзия и инклюзивное образование? Что такое гетерогенная группа? Кто такие люди с ОВЗ и как правильно с ними общаться? Ответы на эти и другие вопросы искали студенты Тюменского госуниверситета на открытой лекции «Инклюзия в вузе», которую провела доктор педагогических наук, профессор Института психологии и педагогики ТюмГУ Наталья Малярчук. Напомним, что Тюменский госуниверситет входит в число российских вузов, развивающих технологии и методики инклюзивного обучения. С этой целью 2 года назад на базе Института психологии и педагогики был создан Международный компетентностный центр инклюзивного образования, в задачи которого входит создание уникальной системы подготовки педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде. Так что же это за среда? «В международном понимании инклюзия давно ассоциируется с педагогикой разнообразия, основанной на принципе гетерогенных групп, когда в образовательный процесс вовлекаются абсолютно все люди, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, этнической и религиозной принадлежности, интеллектуального таланта, отставания в развитии, социально-экономического статуса», – рассказывает Наталья Николаевна. В нашем обществе инклюзивное образование пока ассоциируется с обучением детей-инвалидов. И тут важно понимать различие понятий интеграция и инклюзия. При интеграции в образовательный процесс ребенок с особенностями в развитии должен подстраиваться и «тянуть» школьную нагрузку наравне со всеми, что не всегда у «особенных» детей получается. Инклюзия же основана на том, что не ребенок должен подстроиться под определенный стандарт, а система измениться под него: с какими-то детьми придется работать по отдельным образовательным программам, для каких-то – создать доступную среду. «Инклюзия имеет целый ряд принципов, главный из которых – высочайшая ценность любой человеческой личности вне зависимости от ее успехов, способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение и право быть услышанным, каждый нуждается в поддержке и дружбе ровесников. Поэтому в педагогике преобладает термин «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», а не «инвалид», – объясняет Наталья Николаевна. Терминология в системе инклюзивного образования носит ярко выраженный гуманистический характер. Здесь обучающийся не «прикованный к инвалидной коляске», а «использующий инвалидную коляску», не «жертва полиомелита», а «перенесший» это заболевание, не «страдающий ДЦП», а «имеющий ДЦП» и т.д. С 1 сентября инклюзивное образование официально придет в школы. За одной партой окажутся здоровые дети и дети с ОВЗ. Готовы ли мы к этому? «Ответ будет скорее отрицательный, – считает Наталья Малярчук. – Определенные трудности есть у педагогов, которым предстоит работать в новой системе, ведь педагог инклюзивного класса – это не просто педагог. Это одновременно и профессионал-предметник, и психолог, и воспитатель, и дефектолог. Похвастаться таким богатым набором компетенций могут немногие.» Задачу подготовки учителей к инклюзивной системе образования, как уже было сказано, успешно решает Центр инклюзивного образования ТюмГУ, проводя мастер-классы, семинары, тренинги и лекции. Но есть и другие трудности, которые мешают быстрому и «безболезненному» внедрению инклюзии в образование. В качестве примеров можно привести отсутствие доступной архитектурной среды в образовательном учреждении, неприятие инклюзии некоторыми родителями здоровых учеников, а также нехватку тьюторов, часы работы которых «безразмерны», так как тьютор должен постоянно сопровождать процесс обучения «особенного» ребенка. Полуторачасовая лекция сопровождалась реальными примерами из педагогической и медицинской практики лектора. В завершение с пожеланиями воспитать в себе инклюзивную культуру Наталья Николаевна подарила слушателям памятку, в которой подробно изложены правила этикета при общении с людьми с особенностями здоровья: имеющими затруднения в речи, нарушение слуха и зрения, трудности при передвижении, задержку в развитии и т.п. Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет