Студенты увидели мир глазами слепых
Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие? 29 февраля почувствовать себя на месте инвалида по зрению мог любой здоровый человек – в Тюмени на территории Института психологии и педагогики ТюмГУ прошли первые Молодежные инклюзивные игры. Их участниками стали более 50 школьников и студентов, имеющих проблемы со зрением, и еще столько же студентов-волонтеров. Проект, инициированный в 2012 году в Екатеринбурге организацией «Белая трость», уже с успехом реализуется в городах Свердловской области, Челябинске, Казани, Москве, Забайкальском крае и в Крыму. В этом году Тюменский госуниверситет совместно с «Белой тростью» организовали Игры в Тюмени. «Одной из главных задач, которую решает наш университет, в частности Центр инклюзивного образования вуза, является продвижение идей инклюзии в сознании общества. Инклюзия – это не просто создание материально-технических условий для обучения инвалидов. Это новая культура общения. Мы стараемся сформировать именно такой – новый культурный слой населения, готовый ставить себя наместо другого», - комментирует директор Института психологии и педагогики Людмила Волосникова. Важно понимать, что Молодежные инклюзивные игры – это мероприятие не для инвалидов, как может показаться на первый взгляд. Это мероприятие с участием инвалидов, обращает внимание руководитель общественной организации «Белая трость» Олег Колпащиков. «Главная ценность Игр – в практической инклюзии. Объединяя здоровых и инвалидов в смешанные команды, мы даем им возможность научиться видеть сильные стороны друг друга, - говорит Олег Колпащиков. – Нужно перестать смотреть на инвалидов с жалостью. Та здоровая молодежь, которая сегодня увидела нормальных активных инвалидов, потом будет смотреть на инвалидов без дискриминации, не как на людей с ограниченными возможностями, которых нужно стесняться и избегать, а как на полноценных членов общества. Будет смотреть на них с мыслью не «Давай помогу!», а «Что мы с тобой вместе можем сделать?». Традиционный формат инклюзивных игр – это мастер-классы, спортивные и подвижные состязания, где моделируются различные жизненные ситуации, в которые инвалиды по зрению попадают каждый день. В паре слепой-зрячий участникам Игр предлагалось отличить на ощупь соль от манки, написать письмо шрифтом Брайля, пробежаться на скорость с закрытыми глазами по залу, так же с закрытыми глазами забросить мяч в лунку для гольфа, «пройтись» по тактильной карте города, нарисовать картину и др. «Побывать на месте слепого – уникальный опыт. Нам, как будущим педагогам-дефектологам это особенно важно, – делится руководитель волонтерского движения института Кристина Плясовских. – Мы должны знать, что чувствует человек с такой инвалидностью, как он думает, как с ним можно взаимодействовать». Чтобы на один день слиться воедино с незрячим партнером, каждый волонтер прошел специальное обучение. «В самом начале было волнительно, позволят ли нам слепые ребята помогать им, ведь они очень самостоятельные и очень мобильные. Позволили. И это здорово! Первый шаг навстречу друг другу сделан», - рассказывает Кристина. Работали в рамках Игр и тематические дискуссионные площадки, на которых участники обсудили проблемы взаимодействия молодёжи с инвалидностью и без, поговорили о развитии навыков самостоятельности у слабовидящих и незрячих людей, узнали о современных электронных устройствах, облегчающих жизнь слепым людям, о профессиях современных незрячих людей и многом другом. По замыслу организаторов Молодежные инклюзивные игры станут ежегодными. Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр:
Тюменский государственный университет