Одаренные люди испытывают страсть к систематизации

Проблема развития одаренных детей всегда занимала особое место в педагогической науке и в практической деятельности школ. Но в настоящее время уровень внимания к темезначительно повысился. Этосвязано с инновационным развитием экономики, необходимостью ее обеспечения креативно мыслящими людьми, способными создавать новые идеи, видеть нестандартныепути решения проблем. По мнению директора гимназии ТюмГУ Сергея Дегтярева, сегодня по-прежнему существует разрыв между психолого-педагогической наукой и реализацией современных представлений о природе одаренности, фундаментальных теоретических разработок в массовой школьной практике. «Влюбой школе есть учащиеся, добившиеся значительных результатов в учебе, в исследовательской работе, в творческой деятельности, и которые с некоторой осторожностью могут быть отнесены к категории одаренных детей, - говорит С.Дегтярев. -Однако учащихся, обладающих не меньшим интеллектуальным, творческимпотенциалом, но не сумевшихпо тем или иным причинам проявить этот потенциал, не меньше, а, скорее всего, больше». Один и тот же вид одаренности у разных учащихся будет проявляться по-разному. Потому необходиминдивидуальный подход в работе с одаренным ребенком. В школах активно внедряются индивидуальные траектории развития, индивидуальные маршруты изучения нового материала; проводится диагностика уровня развития способностей, составляется портфолио индивидуальных достижений учащегося. Нет сомнений в полезности и результативности такой работы. Однако учителю трудно организовать индивидуальную работу со всеми нуждающимися учащимися, часто ученик с потенциальной и скрытой одаренностью остается вне поля его внимания. «Одаренные детиотличаются не только степенью, но и своеобразием своего интеллекта, - утверждает С.Дегтярев. -У них проявляется страсть к систематизации. Потенциал ребенка зависит не только от его умственных данных, но и от свойств личности. Одаренный ребенок нуждается в сверстниках не по возрасту, а по интеллекту». По мнению Сергея Николаевича, учитель сможет формировать и актуализировать в процессе обучения творческийпотенциал личности, если поможет учащемуся научиться систематизировать и обобщить полученные знания, поможет овладеть способами его логико-графического структурирования, способами актуализации информационного поля решения проблемы, поможет овладеть креативными стратегиями поиска решений. Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет