Как сделать рисунок правдоподобным?

Мозг необходим нам для того, чтобы ориентироваться в жизни. Он помогает идентифицировать и классифицировать все, с чем мы сталкиваемся. Это, конечно, хорошо, но у медали есть и оборотная сторона. Это приносит кучу проблем. Мы знаем, что донышко чашки плоское, и склонны рисовать его именно таким, даже если смотрим на чашку сверху и очевидно, что оно имеет округлую форму.

Чтобы научиться игнорировать голос разума, следуйте этим рекомендациям из книги «Ни дня без кисти»:

1. Рисуйте то, что вы видите, а не то, что вам кажется

Щурьтесь! Все начнет казаться немного расплывчатым, и вы увидите постановку в упрощенном виде. Кроме того, вы сможете оценить общую картину и избежать излишней сосредоточенности на отдельных частях рисунка, которая часто приводит к ошибкам. Если вы носите очки, достаточно будет просто снять их или использовать уменьшительное стекло. Прищуривание — великолепный способ игнорирования разума.

  1. Чашка в том виде, в котором она хранится в нашем мозгу. Именно так ее изобразит начинающий художник.
  2. Так изображают чашку большинство начинающих художников. Стороны нарисованы параллельно друг другу, хотя они должны сходиться по направлению к донышку (согласно правилам перспективы, если мы смотрим на чашку сверху). На рисунке донышко почти плоское, хотя радиус его скругления должен быть больше, чем у горлышка (согласно все тем же правилам перспективы).
  3. Вот так нарисует чашку опытный художник. Это легко получится, если изображать то, что мы на самом деле видим.

2. Всегда проверяйте расположение объектов в изображении относительно друг друга

Сравнивайте каждый объект с максимально возможным количеством остальных элементов, включая края изображения и метки на серединах сторон, контрформы и другие объекты. Если вы неправильно расположите один объект, это приведет к неправильному расположению других объектов.

3. Измеряйте пропорции с помощью древка кисти

Вытяните руку перед собой, держа в ней кисть. Измеряйте расстояние от кончика древка кисти до большого пальца руки, в которой держите кисть, и сравнивайте с другими расстояниями. Это особенно пригодится при рисовании людей, чашек, мисок, коробок и прочего. Яблоки не слишком привередливы в смысле пропорций,

но их тоже можно измерять. Если же вы рисуете, например, высокую кружку, глядя на нее сверху, разум будет настойчиво повторять, что ее высота больше ширины ее горлышка, а измерения будут свидетельствовать об обратном.

  1. Относительную длину можно измерить с помощью кисточки и большого пальца.
  2. Производя замеры чашки с помощью кисточки и большого пальца, вы проверяете соотношение длин двух отрезков. Удобнее сначала замерить более короткий — «b» — на первой фотографии, — приняв его за «1», а затем посмотреть, сколько раз он укладывается в длину второго отрезка «a», учитывая дробные значения — (как 1 ¾). В данном случае мы получили соотношение 1 : 1 ¾ .

Затем проверьте, совпадает ли это соотношение в вашем рисунке. В приведенном примере рекомендации такие:

  1. измерить высоту эллипса,
  2. сравнить ее с высотой стороны чашки (как показано на первом фото вверху),
  3. сравнить высоту эллипса с его шириной (как показано на втором фото вверху)
  4. сравнить общую высоту чашки с ее шириной (на фото не показано).

4. Проверяйте углы с помощью видоискателя

Иногда углы могут быть обманчивы: то, что кажется расположенным по диагонали, оказывается строго вертикальным, и наоборот. Решением проблемы будет видоискатель: держите его ровно и сравнивайте линию, направление которой затрудняетесь определить, с его вертикальной или горизонтальной стороной.

5. Смотрите на отражение рисунка в зеркале

Это особенно полезно, когда вы закончили рисунок и раздумываете, не пора ли уже приступить к работе с краской. Вы сможете заметить, что ваза наклонена, что всю композицию нужно сдвинуть влево на пару сантиметров или что-нибудь в этом роде. Хорошая композиция будет работать и в зеркальном отражении.

6. Отходите назад!

Отходя от изображения, вы видите его в уменьшенном виде и можете заметить то, чего не замечали, стоя к нему вплотную. Если у вас нет медицинских противопоказаний, попробуйте рисовать стоя. Когда рисуешь сидя, то отходишь, чтобы посмотреть на картину с большего расстояния, слишком редко, если вообще удосуживаешься это сделать. На завершающей стадии написания картины, оценивайте работу, отходя немного назад, через каждые несколько мазков.

7. Смотрите шире

Всегда старайтесь оценивать все изображение целиком. Все мы вынуждены бороться с искушением всматриваться в детали, сужать угол зрения и не менять его.

Старайтесь воспринимать объекты как геометрические фигуры или объемные формы. Иногда это незначительное изменение восприятия может творить чудеса. Забудьте, что яблоко — это яблоко. Попробуйте увидеть его как совокупность фигур в пространстве, одни из которых больше, а другие меньше, и каждая обладает своими цветом и тоном.

8. Сделайте перерыв, чтобы оценить картину свежим взглядом

Если вы работаете более часа, то можете утратить свежесть восприятия. Если вы устали или не хотите продолжать, сходите прогуляться вокруг дома, займитесь гимнастикой или вымойте посуду.

9. Делайте фотографии

Старайтесь делать фотографии в процессе, чтобы иметь возможность сразу исправлять ошибки. На экране фотоаппарата легко заметить неточности.

10. Отвернитесь и нагнитесь

Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.

11. Рисуйте вверх ногами

Если вы работаете по фотографии, попробуйте повернуть ее, а также холст вверх ногами. Таким образом напишите картину целиком. Не поворачивайте холст и фотографию обратно, пока не закончите.

По материалам книги «Ни дня без кисти».


Партнёр: Издательство МИФ