12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюкова Наталья Николаевна1773
Работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Россия, Хабаровский край, п. Тыр
13

Обобщение по теме «Там чудеса…»



Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район

Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 1 классе

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: Обобщение по теме «Там чудеса…»

Тип урока: урок - викторина

Цель урока: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Там чудеса…»

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные:

- Продолжить работу по формированию читательских умений;

- Формировать понятия о нравственности;

- Способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные:

Способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных

- оценивать уровень овладения учебными действиями;

- корректировать деятельность;

- намечать способы их устранения;

- учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательных

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, - делать выводы;

коммуникативных

- учить строить монологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Личностные:

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся;

- формировать уверенность в себе;

- учить оценивать свою работу;

Оборудование:

- Иллюстрации к произведениям из раздела «Там чудеса…»;

- Выставка книг с произведениями, изученными в разделе «Там чудеса…»;

- Карточки с загадками, пословицами; изображений предметов для викторины (коса, котёл, шапка, золотые скорлупки, избушка на курьих ножках, тюфяк, гриб мухомор, глобус, пирожки, печка);

- Мультимедийная презентация «Там чудеса…»

 

Ход урока

Речевая разминка.

- Разогреем наш речевой аппарат и проведём речевую разминку: первый раз прочитать слоги самостоятельно, потом хором в паре (с соседом по парте)

Тру-тро-три-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дро-дру-дры-дре

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали над произведениями по теме «Там чудеса…». Со всеми произведениями этого раздела мы познакомились и изучили их. Как вы думаете, какие задачи должны поставить для себя на этом уроке?

- Почему изученные нами произведения включили в раздел «Там чудеса…»?

- Какие по жанру встретились произведения в этом разделе?

- Я знаю, вы любите игры,

 Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ с невероятной, но поучительной историей.)

- Какие бывают сказки? (Сказки бывают авторские и народные; про животных, волшебные, бытовые)

- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка – это мудрость народа, его мечты и желания. Как вы понимаете смысл слов: мудрость народа (большие знания, опыт, глубокий ум), мечты (предмет желаний, стремлений).

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

- Чему может научить нас сказка?

- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино)

-Почему нам в жизни нужны сказки? (Они интересные, увлекательные, они делают нас лучше и добрее.)

 

Обобщение изученного материала.

- Урок литературного чтения проведём в форме викторины. За правильный ответ каждый получит жетон. В конце урока подведём итог викторины по разделу «Там чудеса…».

-А сейчас заданье смело

Выполняйте вы умело,

Будем сказку узнавать,

Мудрость народную определять.

- Предлагаю вам из предложенных слов собрать названия сказок, с которыми нам предстоит сегодня работать.

Сказки попугая        Кеши

Руслан                    просят

Первое сентября      и Людмила

Петушок                 вор

Заказчик                царе Салтане

Вот он,                   на горошине

Сказка о                в лесу

Лиса и                   черепаха

Заяц и                   мастер

Принцесса и           рак

Абрикос                 бобовое зёрнышко

- По иллюстрации назвать произведение и автора из раздела» Там чудеса…». (просмотр  презентации: определение по иллюстрациям  названия и автора произведения)

   Здесь будет файл: /data/edu/files/t1460091290.pptx (Презентация "Там чудеса...")

Физминутка

А сейчас, ребята, встаньте

И волшебные маски достаньте.

Выше маски поднимайте,

Все движенья за мной повторяйте.

Маски яркие у нас – это раз,

Героев сказочных наряд – это два.

На всех героев посмотри – это три.

1,2,3,4 – мы за маской проследили.

Тихо сядем сейчас

Продолжаем наш рассказ.

- Угадайте из каких сказок эти предметы (иллюстрации наклеены на лепестки ромашки, изображением  вниз; дети самостоятельно вытягивают лепестки) 

Коса – «Петушок и бобовое зёрнышко»

Котёл – «Вот он, вор!»

Шапка – «Заказчик и мастер»

Золотые скорлупки – «Сказка о царе Салтане»

Избушка на курьих ножках - «Руслан и Людмила»

Тюфяк – «Принцесса на горошине»

Гриб Мухомор – «Абрикос в лесу»

Глобус – «Первое сентября попугая Кеши»

Пирожки – «Маша и медведь»

Печка – «По щучьему велению»

- На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость. Прочитайте. Подумайте, к какому герою из раздела «Там чудеса…» они подходят и почему. Назовите произведение.

Смекалка – второе счастье. (Рак; «Лиса и рак»)

Не спеши языком, торопись делом. (Заяц; «Заяц и черепаха»)

Жадность последнего ума лишает. (Заказчик; ««Заказчик и мастер»)

Друзья познаются в беде. (Курочка; «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Хитрость и смекалка — родные сестры. ( Трактирщик Джон; «Вот он, вор!»)

Ученье свет – не ученье тьма. (Попугай Кеша; «Первое сентября попугая Кеши»)

На ошибках учатся. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

- Прочитать загадку и отгадать произведение из раздела «Там чудеса…»

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(«Руслан и Людмила»)

Вся промокла под дождём,

Постучалась в двери.

"Я принцесса. Можно в дом?" 

Это мы проверим!

Как я ноченьку спала?

Не заснула до утра.

Ничего хорошего.

(«Принцесса на горошине»)

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ...

(«Сказки просят…» - «Теремок»)

Перед волком он дрожал,

от медведя убежал,

а лисице на зубок всё ж попался.

(Колобок)

- Прочитайте отрывок из сказки , вспомните название и автора сказки. Выберите книгу на выставке, в которой может быть напечатано это произведение.

Появились на деревце зелёные плоды. И это никого не удивило: у всех поначалу плоды зелёные.Ближе к осени плоды на деревце стали созревать и вскоре превратились в оранжевые абрикосы. (В. Орлов «Абрикос в лесу)

Лиса до места добежала. Обернулась посмотреть, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

- А я уж давно тут тебя жду. Русская народная сказка «Лиса и рак»)

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком. (Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:

- Спеши – не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню. (Ингушская сказка «Заяц и черепаха»)

Однажды случилась непогода. Сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра. Вдруг в ворота постучали, и старый король пошёл их отворять. (Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»)

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит,

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

 

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)

 

Рефлексия.

- Что я смог (ла) на уроке чтения…?

- Что мне ещё нужно….?

- Что я хочу для этого сделать?

- Подведение итогов викторины (подсчёт жетонов и оценивание детей)

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.