12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шмидт Дарья Николаевна296
Педагогический стаж 13 лет. Победитель конкурса Лучших учителей РФ 2008 (ПНПО). Высшая категория
Россия, Алтайский край, Бийск

«Трехмерная компьютерная графика. Corel Bryce» (программа элективного курса)

Пояснительная записка

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически во всех областях современной жизни. Роль новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества становится все более значимой, меняется характер и содержание труда человека. Расширилось понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и владеет информационно-коммуникационными технологиями.

В настоящее время все большее позиции при использовании современных компьютерных технологий занимает компьютерная графика. Компьютерная графика – это раздел информатики, занимающийся проблемами создания и редактирования изображений на компьютере.

Люди самых различных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры, фотографы и др.

Мир трехмерной графики постепенно входит в нашу жизнь - спецэффекты кино, мультфильмы, игры и т.п. Есть художники, но раньше они рисовали кистями, а сейчас у них появился компьютер, который в значительной степени упростил работу.
И вовсе не обязательно уметь рисовать при этом от руки. Надо лишь желание и терпение.

В условиях массового использования трехмерной компьютерной графики, знания, умения и навыки составляющие «компьютерную грамотность» по данному вопросу, приобретают характер сверхнеобходимых, становятся наиболее востребованными на рынке труда.

В рамках школьная программы по информатике невозможно глубоко освоить компьютерную графику, а уж тем более трехмерную компьютерную графику. И тогда становится очевидным: нужен 3D-редактор, в котором модели можно размещать подобно игрушечным кубикам, конструировать и интерактивно настраивать рельеф местности, с легкостью изображая небо, камни, деревья, озера и выбирая одну из множества текстур для окончательного формирования поверхности земли.

Наиболее простым для первоначального изучения основ создания трехмерных изображений является редактор Corel Bryce.

Поэтому огромная практическая значимость данной темы и привела к составлению программы элективного курса «Трехмерная компьютерная графика (Corel Bryce)».

Место курса в образовательном процессе

«Трехмерная компьютерная графика (Corel Bryce)» - элективный курс для учащихся 9-х классов, умеющих выполнять простейшие действия с документом в операционной среде Windows - создание, сохранение, открытие. Курс рассчитан на 18 часов (по 1 часу в неделю). Курс включает в себя теоретическое и практическое освоение техники моделирования трехмерных изображений. Его задачей так же является подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, связанной с компьютерной графикой.

Курс служит средством предпофильной специализации в области современных информационных технологий.

Цели курса:

заинтересовать школьников, дать понятие о новом инструменте художника в современном мире;

показать возможности современных программных средств в области трехмерного моделирования;

помочь школьникам в выборе профиля дальнейшего обучения.

Задачи курса:

познакомить с основами трехмерного моделирования;

познакомить с композиционными основами рисунка;

познакомить с принципами создания изображений в 3D-редакторе;

показать возможности современных программных средств для создания трехмерных изображений;

сформировать начальные навыки моделирования в программе Corel Bryce.

Концепция курса

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении тем курса каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукций является индивидуальный творческий проект.

Каждый ученик создает личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейший рисунки, затем все более их усложняя и, наконец, целый творческий проект, форму которого учащиеся выбирают для себя сами. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят на каждом уроке с помощью рефлексии. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Требования к знаниям учащихся

Для успешного прохождения данного курса ученики должны обладать начальными навыками работы с документом в операционной системе Windows - создание, сохранение, открытие.

Образовательные результаты

В процессе освоения программы элективного курса «Трехмерная компьютерная графика (Corel Bryce)» учащиеся должны овладеть основами трехмерной компьютерной графики и основами создания изображения с помощью программы Corel Bryce, а именно должны

Знать:

понятие компьютерной графики и области ее применения;

особенности трехмерной компьютерной графики;

понятие графического редактора, их основные функции и возможности;

особенности интерфейса программы Corel Bryce;

понятие булевых операция;

В результате освоения практической части курса учащиеся должны

Уметь:

создавать новый документ в Corel Bryce, устанавливая параметры исходя из дальнейших целей использования изображения;

работать с левой панелью инструментов программы;

использовать простейшие объекты для создания изображения;

изменять параметры объекта (размеры, положение, угол поворота, текстуру)

создавать деревья, использовать при их создании лабораторию деревьев;

работать со светом;

создавать изображения, используя кольцевые и ленточные массивы;

использовать булевы операции при создании изображений;

добавлять созданные объекты в библиотеку объектов;

редактировать местность;

сохранять полученные изображения и экспортировать их в другие графические форматы.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Трехмерная компьютерная графика (Corel Bryce)» могут быть использованы для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web-странице или импортировано в документ издательской системы.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования и анимации.

Результативность содержания курса

Выставки творческих работ.

Участие в школьных, городских, краевых и всероссийских конкурсах.

Индивидуальные творческие проекты.

 

Формы контроля

Тесты.

Самостоятельные работы.

Практические работы.

Лабораторные работы.

Фронтальные работы.

Рефераты.

Содержание курса

В курсе «Трехмерная графика (Corel Bryce)» рассматриваются:

основные вопросы создания, редактирования и хранения 3D-изображений

особенности работы с программой Corel Bryce.

Тематическое планирование курса

Тема

Количество часов

1

Компьютерная графика, области ее применения.

(Определение компьютерной графики, области применения, трехмерная компьютерная графика.)

1

2

Знакомство с программой Bryce

(Начало работы с программой, интерфейс программы, левая панель инструментов, режимы просмотра, создание простейшего ландшафта)

1

3

Лаборатория деревьев

(Инструмент Tree, параметры дерева, создание дерева по образцу, моделирование проекта дендрария)

2

4

Редактор материалов

(Интерфейс редактора материалов, режимы применения материалов, изменение параметров компонентов, инструменты Сфера, тор, цилиндр, куб, пирамида, конус)

1

5

Работа со светом

(Требования к освещению, инструменты освещения, лаборатория света)

1

6

Булевы операции в Bryce.

(Понятие булевых операций, использование булевых операций при создании изображений: негатив, позитив, работа по созданию изображения)

2

7

Инструмент Metaball.

(Особенности инструмента Metaball, создание изображения при помощи данного инструмента)

2

8

Кольцевые и ленточные массивы

(Понятие массивов в Bryce, команда Multi-Replicate, Replicate, привязка объектов к «пути», создание ленточного моста)

2

9

Редактор местности Terrain Editor

(создание и настройка объектов в Terrain Editor, создание симметричных объектов)

2

10

Работа над творческими проектами

3

11

Защита творческих проектов

1

Общее количество часов:

18

Методы преподавания, формы организаций занятий и контроля

В преподавании используются методы: информационно-репродуктивный, проблемное изложение, лекционный, практические занятия, исследовательский, метод проектов и др. Основные формы организации учебных занятий: лекционно-практические занятия, самостоятельные работы и лабораторные работы.

Формы контроля, включая критерии оценки: текущий, поурочный контроль (письменные, устные работы, приуроченные к теме занятия). Контроль знаний предусматривается в виде рейтинговой системы и выставке работ учащихся. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов и устных опросов. В рамках курса предполагается проведение нескольких тестов. Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов.

При выведении итоговой оценки учитываются следующие факторы: количество баллов за выполнение блока практических работ, а также количество баллов за тестовые работы по следующей схеме:

% верно выполненных заданий

Соответствующая оценка по 5-ой шкале

Уровень успеваемости учащегося

0-40%

2 (неудовлетворительно)

Недопустимый уровень

41-60%

3 (удовлетворительно)

Критический уровень

61-80%

4 (хорошо)

Допустимый уровень

81-100%

5 (отлично)

Оптимальный уровень

Литература

  1. Башлы Н.П. Основы информатики. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128с.
  2. Бордовский Г.А. и др. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 2001.
  3. Бурнашев А. Осваиваем Bryce. // RESET №3, 2004.
  4. Галактионов В. Bryce 5 и анимированные ландшафты//Мир ПК, №12, 2002.
  5. Петров М., Молочков В. «Компьютерная графика». Питер, 2002.
  6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.